30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, в клубе «Ветеран» прошла традиционная встреча поколений. Организаторами мероприятия стали клуб «Ветеран» и музей боевой и трудовой славы им. И. М. Деменина, ведущими - Ирина Волкова и Лилия Шибаева. На встречу были приглашены представители старшего поколения, люди, пострадавшие от сталинских репрессий, их дети, внуки. Воспоминания пожилых людей важны сегодня для молодёжи. Поэтому на мероприятии присутствовали учащиеся ПУ-28. Передать боль и страдания, выпавшие на долю наши предков словами невозможно. Однако методы и масштабы сталинских репрессий ошеломляют и сегодня.
В тюрьмах не хватало мест
Миллионы советских людей, объявленных врагами народа, были брошены в тюрьмы, отправлены в лагеря. В пылу классовой борьбы, преследований за убеждения, за иной образ мыслей оказались искалеченными многие судьбы, разрушены десятки тысяч семей.
Сначала попали под мясорубку репрессий оппоненты большевиков – бывшие меньшевики и эсеры (почти все они были расстреляны или отправлены в тюрьмы и лагеря); научно-техническая интеллигенция во всех отраслях народного хозяйства.
В тюрьмах не хватало свободных мест. Начала формироваться широкая сеть концентрационных лагерей.
По официальным данным, в 1930-1953 гг. по обвинению в контрреволюционной, антигосударственной деятельности было репрессировано три миллиона восемьсот тысяч человек, из них 786 тыс. расстреляно. Такова общая картина сталинских репрессий.
Раскулачивание
С начала 30-ых годов развернулась массовая репрессивная кампания против кулачества и середняков. 7 августа 1932 года был принят написанный Сталиным закон «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», вошедший в историю как закон «О пяти колосках», по которому даже за незначительные хищения полагался расстрел.
В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Кулацкие хозяйства ликвидировали прежде всего для того, чтобы обеспечить коллективные хозяйства материальной базой. С конца 1929 до середины 1930-х гг. было раскулачено свыше 350 тыс. крестьянских хозяйств, а их имущество передано колхозам.
Власти не дали точного определения, кого нужно считать кулаками. Традиционно кулаком считался тот, кто использовал наёмный труд, но на практике в кулаки могли зачислить и середняка, имевшего двух коров, или двух лошадей, или хороший дом. Каждый район получил норму раскулачивания, которая равнялась в среднем 5-7% от числа крестьянских дворов. Но местные власти по примеру первой пятилетки старались её выполнить. Зачастую в кулаки записывали не только середняков, но и неугодных по каким-либо причинам бедняков. Для оправдания этих действий было придумано зловещее слово «подкулачник». В отдельных районах число раскулаченных достигало 15-20%.
Раскулачивание лишило деревню наиболее предприимчивых, независимых крестьян. Их судьба должна была послужить примером тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. В холодных, нетопленых вагонах, в трюмах барж с минимальным количеством домашнего скарба везли тысячи и тысячи людей в отдалённые районы Урала, Сибири, Казахстана. Тех, кого сочли наиболее активными «антисоветчиками», отправляли в концлагеря.
Жестокость не озлобила их
Парабельский район – это место преимущественно кулацкой ссылки.
В Нарымский край за 1930-1931 годы было сослано более 200 тысяч человек. В 1933 году в связи с началом организаций трудовых поселений Нарымская ссылка пополнилась различными «саботажниками», «деклассированными элементами», а также выселяемыми в порядке очистки государственной границы – осуждённых. В этой компании в Нарымскую ссылку было направлено более 150 тысяч человек.
Всего в Нарымский край было сослано в 30-ые годы 350 тысяч человек.
Последняя волна массовых ссылок в Нарымский край началась с 1939 года и продолжалась до конца 50-ых. На этот раз ими стали жители присоединённых областей Западной Украины, Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, а также поляки и немцы. Поэтому и многонациональна Сибирь, в том числе и наш Нарымский край.
Всего после войны до лета 1953 года в Томскую область переселены были 79 тысяч человек. Об этих людях можно смело сказать, что они на своих плечах подняли экономику Нарымского края и Парабельского района в частности.
Ссыльные люди были вырваны из привычной жизни, испытали голод и холод, разлуку с родственниками. Но несправедливость и жестокость времени не сломили и не озлобили их.
Безвинно осуждённые соотечественники внесли огромный вклад в развитие сельского хозяйства, промышленности, культуры и быта Сибири. Очень многие остались в местах ссылки и пустили свои корни: появились семьи, дети, внуки, правнуки…
В конце 1990-х годов на одной из центральных площадей Томска, рядом со зданием бывшей следственной тюрьмы НКВД в память обо всех погибших и переживших массовые репрессии был установлен «Камень скорби». А 26 августа 2005 г. в Парабели также был открыт памятник репрессированным. Каждый год 30 октября парабельцы чтят память пострадавших в годы репрессий. Памятник установлен в сквере возле музея боевой и трудовой славы им. И. М. Деменина. А в здании музея с 1934 по 1953 гг. находился Парабельский отдел НКВД и комендатура.
До сих пор об отце ничего неизвестно
Ведущие вечера рассказали о некоторых земляках, которые ещё помнят ужас ссылки.
Один из них – Василий Николаевич Меденцев. Онродился в селе Троицкое Усть-Пристанского района Алтайского края. Деды приехали из Ростова. Родители Василия Николаевича, Николай Кузьмич и Дарья Максимовна, жили единолично. Пахали землю, сеяли хлеб. На вырученные от сдачи хлеба деньги одевались, обувались. Семья состояла из 24 человек, так как их семья и отцовы братья с семьями – все жили вместе.
Отец Василия Николаевича – участник Первой мировой войны. Когда в 1931 году семью раскулачили и сослали, он находился в тюрьме. До сих пор об отце ничего неизвестно. Василию Николаевичу был всего годик, когда маму, трёх сестёр и его погрузили на баржу и повезли по Оби. Довезли до Заполоя. Долго стояли баржи перед Полоем. Потом стали всех развозить по деревням. Года 3-4 Меденцевы жили в Старице, потом в д. Пудино, д. Верхняя Таванга.
Там же одни ссыльные!
Она поделилась воспоминаниями о том, как её, выпускницу культпросветучилища, пригласили работать в Парабель. Мама ей тогда сказала: «Куда ж ты собралась? Там же одни тюремщики да ссыльные». У Зои Михайловны Барышниковой подверглись репрессиям как её родные, так и родные мужа.
- Мама плакала, когда вспомнила, что где-то в Парабельском районе похоронена её мать, моя баба Клава, - рассказала З. М. Барышникова. – Когда приехала сюда, спрашивала у всех, где же кладбище, где могилка моей бабушки. Серёжа Вялов подсказал: «Кладбище в п. Смольном! » И вот весной мы с мужем и друзьями отправились искать кладбище. Нашли. На них было много неухоженных могил. Мы обошли всё, нашли большой памятник с православным крестом, рядом – сосенка. Памятник пошевелили, под ним – банка, а в ней записка, где написано, кто похоронен. Оказалось, баба Клава. С тех пор раз в год мы ездим на кладбище, чтобы почтить память бабушки. Приезжает вся родня. Умерла бабушка в ссылке от тифа в Белке, в 1931 году, ей было 32 года. Осталось 6 деток. Тетя Нина приехала и тайком вывозит детей на катере на родину в Коларово. Дед Никифор из ссылки сбежал. В родной деревне его схватили и отправили на каменоломню на Кузбасс. Когда его реабилитировали, он вернулся в деревню и занимался пчеловодством на пасеке при колхозе. Потом был старостой при храме в Петропаловском соборе… Запомнила его читающим старцем в чёрной косоворотке. Много молился и всегда соблюдал все посты. Книг было очень много. Вечная им память!
Нашлись родные
3 года назад Мария Захарова и её родные узнали, что на Алтае жила старшая сестра их отца, Ивана Родионовича Ефимова, Прасковья Родионовна.
Прадеда Марии, Родиона Матвеевича Ефимова, в марте 1930 г. сослали в Нарымский край с четырьмя детьми. Старшая дочь Прасковья осталась на Алтае, так как была замужем за бедняком. Прасковья родила дочь Полину и рано овдовела. Сейчас живут на Алтае дети Полины: Александр, Анатолий, Надежда. Дочь Анатолия Ольга и дочь Надежды Алёна несколько лет назад начали разыскивать сосланных родственников и вышли на парабельских Ефимовых. Так и познакомились близкие родственники, так и нашли свои корни.
В память о родителях, принявших на свои плечи всю тяжесть того времени, Мария Захарова исполнила авторскую песню «Помолимся за родителей».
Мы считались детьми врага народа
Непростая судьба ещё у одной нашей землячки – Л. И. Рудиковой. Родители Лидии Ивановны жили в д. Тихомировка Асиновского района. Жили зажиточно, благодаря неустанному крестьянскому труду. В хозяйстве были сельхозмашины. Когда началась коллективизация, отец добровольно сдал технику в колхоз. Несмотря на это, всю семью сослали в Нарымский край. Отец работал в пос. Белка счетоводом. Его арестовали 14 декабря 1937 года, расстреляли – 14 декабря 1938 года в Колпашево. Мама в это время лежала в больнице, так как очень тяжело заболела. И целых три месяца она ничего не знала об аресте мужа. Лидия Ивановна и три её брата, Андрей, Алексей и Анатолий, остались одни. Старший - Степан зимой ездил в Белкинскую школу на лыжах, это за 20 км от Карзы.
- В воскресенье возьмёт Степан в колхозе быка, привезёт лесину, а после обеда уедет опять в школу, - вспоминает Лидия Ивановна.- Я, десятилетняя девочка, восьмилетний Андрей пилили весь день эту лесину. Идёт кто-нибудь, а мы кричим: « Дяденька, помогите нам!» Но люди боялись нам помогать, так как мы считались детьми врага народа. Но всё равно помогали, когда никто не видит. Нечего было одеть, не во что было обуться. Я бегала в школу босиком по снегу. Добегу до школы, погрею босые ноги около круглой печки – и за парту.
Потом жизнь стала налаживаться, стали хлебушко досыта есть, а тут – война. Снова голод и холод и непосильная работа…
Лидия Ивановна не таит ни на кого обид. Она энергична, общительна, у неё превосходная память: стихи читает наизусть. Одно из них про Нарымскую ссылку прозвучало и на вечере.
Была в Кирзаводе немецкая улица…
Екатерина Адамовна Денисюк (Кнауб), известная в районе исполнительница народных песен, рассказала историю своей семьи:
-Родители были сосланы в Нарымский край из с. Шефер Саратовской области.
Дедушка был грамотный, служил в Турции. Знал турецкий, украинский, немецкий, русский, татарский и казахский языки. В доме было много русских книг. За это как врага народа и вызывалина допросы в органы. Мать поступила в педтехникум, но началась война, денег не было, вернулась домой и работала в колхозе. Началась война и семью депортировали. Семья была большая: бабушка 87 лет с мужем, 9 детей, внуки. В телятнике везли их по железной дороге через Казахстан в Новосибирск целый месяц. Кто-то рожал, кто-то женился, а многие от голода и холода умирали. Год наши предки прожили в д. Петровка под Новосибирском, а потом опять ссылка в Нарымский край, везли на барже по Оби. Родители познакомились на танцах. . В Кирзаводе была немецкая улица, название, конечно, неофициальное. Отец жил в землянке на Кирзаводе, потом дедушка построил дом. Домик был небольшой, было тесно. Бабушка посоветовала отцу поехать в деревню под Новосельцево. Там мы и родились – 6 детей. Потом мы вернулись в Кирзавод. В 1961 году построили дом. Отец был работящий, умел делать всё. Был знаменитым пимокатом, работал слесарем, кузнецом. Мать сначала работала на лесозаготовках, потом на кирпичном заводе, затем – завклубом в Кирзаводе. Создали семейный ансамбль. На музыкальных инструментах играли все, кроме старшего брата. Всех детей привлекла к художественной самодеятельности. С тех пор и поём. Парабель стала для нас родиной.
На вечере прозвучали трогательные песни о родине в исполнении Екатерины Денисюк, Надежды Сухаренко. Очень проникновенно исполнили плач-сухопляс Татьяна Магда и ансамбль «Вечерняя заря».
Думаю, каждый присутствующий на вечере вспомнил о своих предках, земляках, перенёсших испытание ссылкой, но не сломленных и не озлобленных.
Оксана Константинова
АНО "Нарымские вести" |