Рисунки к главе "Разговор с отцом" из книги "Низкий поклон" (авторы Шибаева Л. Г. и поисковый отряд "Долг" Парабельского района)
12 декабря в рамках районного конкурса художественных работ детей и юношества «Календарь Победы» в музее боевой и трудовой славы им. И. М. Деменина прошёл устный журнал «Оборона Ленинграда и наши земляки» для 7 и 8 классов Новосельцевской СОШ.
Вместе с заведующей музеем Лилией Шибаевой школьники вспомнили местонахождение Ленинграда на карте, даты начала и конца героической обороны Ленинграда, страшные блокадные страницы, значение Ладожского озера в те далёкие годы, историю Тани Савичевой и многое другое.
Затем ребята услышали выразительное чтение из книги «Низкий поклон» (авторы Л. Шибаева и бойцы поискового отряда «Долг») эпизодов главы «Разговор с отцом»: воспоминаний эвакуированной из блокадного Ленинграда четырёхлетней девочки Женечки Борисенко, которая проживала с 1942 по 1944 годы в селе Парабель вместе с мамой и бабушкой. Отец девочки погиб в Великой Отечественной войне, но место захоронения известно не было, и семья только в мае 2016 года узнала (с помощью поискового отряда «Железные Витязи» (г. Гусь-Железный Рязанской области), музея, Парабельского районного архива, координатора сайта «Бессмертный полк» в г. Томске), что отец, муж, дедушка, прадедушка – капитан Алексей Григорьевич Борисенко - найден, опознан по солдатскому медальону и похоронен с воинскими почестями.
Евгения Алексеевна Соболева (Борисенко) проживает в Санкт-Петербурге с мужем. Две их дочери, внуки и правнуки также проживают в городе на Неве. В своих письмах в музей Евгения Алексеевна поделилась воспоминаниями о проживании в с. Парабель.
Затем юные посетители музея были разбиты на группы и получили задания: найти на стендах в зале «Великая Отечественная война 1941-1945» информацию о земляках – участниках обороны Ленинграда, рассказать о них, сделать выводы; найти в зале «В Сибири не было войны» копии открыток с фронта, фотографию их отправителя, рассказать о нём, а среди этих открыток отыскать открытку с изображением блокадного Ленинграда; поработать с Книгами Памяти Томской области, найти погибших на фронте земляков, а также вернувшихся с Победой, воевавших на Ленинградском и Волховском фронтах, рассказать о них; нарисовать иллюстрации к главе «Разговор с отцом». Все ученики с заданием справились блестяще.
«Ленинградская песня» Игоря Растеряева завершила урок.
Из отзывов;
«…Узнал о девочке Жене, которой уже 80 лет, и она до сих пор хранит ценные ей вещи о погибшем отце».
«Узнали больше о блокаде и Ленинграде. … и ещё понравилась песня».
«…мы искали справки, письма, удостоверения Пичугина Семёна Максимовича. Мы узнали о его дочерях Раисе и Валентине».
«Мне понравилось всё, но больше всего детский дом и песня».
«…Я думаю, что мы больше должны уделять (внимания*) истории войны».
«Меня впечатлил подвиг наших земляков, я рада, что мы можем находить информацию о них».
«Какие письма писали в Великую Отечественную войну…»
«Узнал, в какие годы была блокада Ленинграда».
«Я узнала о защитниках нашей Родины. О большом количестве людей, которые ищут своих близких и находят их…».
«Я узнал, что нашу страну спасли сибиряки. И о парабельских героях. Буду рад ещё прийти». Новосельцев Артём.
«Я узнал, что наши парабельцы воевали под Ленинградом и помогали сиротам».
«…Я считаю, что мы должны знать прошлое наших предков».
«Я была удивлена, что наши сибиряки помогали воевать. Сколько же много сибиряков погибло. Что был дом Ребёнка, я тоже узнала только сегодня…»
|