Отряд "Ингрия" на заборе земли.
|
В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой. От этих звуков многие ленинградцы до сих пор вздрагивают, хотя, казалось бы, обычный метроном: под него разучивают музыкальные пьесы. Но в годы войны метроном сравнивали с сердцем города: город жив, город борется. Блокада началась 8 сентября 1941 г. В этот день немецкие части захватили станцию Мга. Через неё проходила последняя железнодорожная ветка, соединявшая Ленинград с большой землёй. Фашисты вышли к Неве, а финские войска, союзные Гитлеру, блокировали город с севера.
Бомбардировки были и до этого, но 8 и 10 сентября немцы били целенаправленно, в Бадаевский склад. Товарные склады имени наркома пищевой промышленности Бадаева использовались, как стратегическое хранилище продовольствия. После их уничтожения стало понятно, что Ленинград продержится от силы пару месяцев. Население города к тому моменту составляло около двух с половиной миллионов людей и десятки тысяч беженцев из окрестных сёл и городов.
Кроме того, нужно было кормить войска Ленинградского фронта. Нормы выдачи продуктов немедленно снизили. И в течение месяца паёк сокращали ещё дважды. В результате к декабрю служащие и дети стали получать по 125 граммов хлеба, 250 – рабочие, солдаты – 300.
Это было планомерное умерщвление людей голодом. Вот доказательство: директива начальника штаба военно-морских сил Германии, опубликованная после Нюрнбергского процесса № 16/01 1941 г.: «Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. Существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса».
Финский президент Ристо Рюти тоже призывал ликвидировать Ленинград, тогда эти планы ещё были засекречены. Но если бы о них и узнали, город всё равно бы не сдался. В знаменитой «Блокадной книге» писатели Алесь Адамович и Даниил Гранин собрали воспоминания ленинградцев: 500 страниц интервью, документов и дневников, где о страшных блокадных днях вспоминают даже те, кто не выжил, и ни одного слова о капитуляции. Для блокадников мысль об этом оскорбительна.
Даже сейчас, 70 лет спустя. Ведь в городе за 872 дня блокады умерло около полутора миллионов жителей, из них только 3 % - от бомбёжек, остальные – от голода. И в то же время блокадники проявляли невероятную человечность: жертвовали собой, работали, спасали других. В марте 1942 на уборку вышел весь город. Ленинградцы, еле державшиеся на ногах, скалывали замёрзшие нечистоты и убирали тела умерших людей, очищая свои улицы и дворы: так удалось избежать эпидемии.
Страдающие дистрофией люди шли в отряды народного ополчения, на фронт просились даже незрячие. Сутками слепые сержанты с помощью специальных звукоулавлителей слушали небо и предупреждали об авианалёте, причем могли различить даже тип самолёта и его загруженность. Это они корректировали ритм ленинградского метронома.
Когда замёрзла Ладога, ленинградцы проложили по озеру ледовую трассу, получившую название «Дороги Жизни». По ней эвакуировали людей и доставляли продовольствие. К слову, в наш район были эвакуированы ленинградские дети, они жили в Новиковском Детском Доме. Сразу после появления «Дороги Жизни» этого паёк, пусть ненамного, но увеличили.
Кировский Завод не останавливался на протяжении всей блокады, фронт проходил в четырёх километрах от цехов, но даже под обстрелами рабочие выпускали танки и снаряды. Учёные придумывали суррогатные продукты. Из древесины делали дрожжи, из еловой хвои – витамины, из водорослей – желе. 28 сотрудников института растениеводства умерли от голода, но спасли несколько тонн уникальных зерновых культур. Национальная библиотека, театр, филармония работали. Знаменитая 7-я симфония была написана Шостаковичем в блокадном Ленинграде.
Советские войска не прекращали попыток прорвать окружение. Невский пятачок – крошечный плацдарм на берегу Невы - наши солдаты, несмотря на чудовищные потери, удерживали все дни блокады.
И в январе 1943-ого в этом месте вражеское кольцо наконец было прорвано, а спустя год в результате операции «Январский гром» войска Ленинградского и Волховского фронтов отбросили врага на 100 километров, и блокада Ленинграда была полностью снята.
Город-герой Ленинград обороняла в числе других дивизий 366-я томская стрелковая дивизия. 366-я стрелковая начала формироваться в Томске в августе 1941 г. 6 ноября дивизия сибиряков из Томска, Омска, Кемерово, Красноярска и Алтайского края приняла присягу и отбыла на фронт. Дивизия участвовала в двух наступательных операциях: Любанской и Синявинской. Именно первая операция оказалась для дивизии трагической, а для многих бойцов – последней: 2-я ударная армия, в состав которой вошла 366-я стрелковая, часто связывают с именем генерала Власова, который в то время, когда войска 2-й Ударной армии, выходя из окружения, пробирались через огненный коридор, бросил армию, сдался фашистам. Это предательство долгие годы бросало тень на войска 2-й Ударной армии, в связи с этим некоторые факты боевого пути 19-й гвардейской дивизии долгое время замалчивались. Погибшие бойцы и командиры считались без вести пропавшими. Но время всё расставляет на свои места.
Сейчас в местах последних боёв наших воинов ведутся поисковые работы: почти каждый найденный солдат погиб с оружием в руках, бились до последнего патрона. Несмотря на то, что Любанская операция не достигла своей главной цели – деблокады Ленинграда – историки высоко оценивают её значение. Тогда 2-й ударной армии на время удалось оттянуть силы и внимание гитлеровцев от осаждённого города, что в создавшемся положении было крайне необходимо.
Спустя 4 дня после начала операции первыми ударами наша армия заставила немцев отступить в районе реки Волхов. Форсировав реку, дивизия прорвала оборону противника и захватила печально известный посёлок Мясной Бор, создав проход соединениям, наступающим в сторону Любани. Долгое время наша дивизия удерживала «Долину смерти» - коридор в районе посёлка Мясной Бор, по которой шло снабжение 2-й Ударной армии. Это было нелегко: почти непрерывно там шли жестокие кровопролитные бои. Были моменты, когда фашисты почти полностью окружали дивизию, однако уничтожить её немцам не удавалось.
17 марта 1942 г. за отвагу и мужество, проявленные в боях в районе населённого пункта Мясной Бор, 366-й стрелковой дивизии было присвоено звание 19-й гвардейской дивизии.
К концу марта положение дивизии крайне ухудшилось: кольцо окружения противника замкнулось, но, несмотря ни на что, воины продолжали сражаться. По воспоминаниям наших ветераны – участников обороны Ленинграда – приходилось воевать по двое-трое суток впроголодь, полевая кухня прорывалась через окружение нечасто. «Солдаты сдирали с деревьев кору и ели её, чтобы не умереть с голоду, пили хвойный настой, варили суп из артиллерийской шлеи и с риском для жизни собирали прошлогоднюю клюкву в трясинах», - рассказывает директор музея 19-й гвардейской дивизии школы № 32 г. Томска Григорий Полтанов. К моменту окружения в составе дивизии насчитывалось около 13 тысяч солдат, а по выходе из окружения солдат осталось около тысячи… «Из тех, кто выжил, - повествует руководитель музея, - по свидетельствам ветеранов дивизии, в основном остались воины артиллерийского полка, прикрывавшего наступление пехоты, из пехотинцев вышли из окружения единицы».
За Любанской операцией последовала Синявинская наступательная, заставившая немецкое командование срочно перебросить под Ленинград новые дивизии; затем, после отдыха - Великолукская наступательная, победоносно завершившаяся в конце января 1943 г. Затем дивизия взяла курс Смоленск, освободила г. Рудня Смоленской области – важную железнодорожную развязку.
Потом была Белорусская наступательная операция (освобождение г. Витебск), освобождение Литвы. День Победы 19- гвардейская встретила в Кёнигсберге.
Не все солдаты после Победы смогли отправиться домой. Нашей дивизии пришлось ещё выполнить свой союзнический долг перед США – вступить в войну с Японией. И здесь дивизия победоносно закончила военные действия.
Многие наши земляки воевали под Ленинградом, в том числе держали оборону на Невском Пятачке. Около 300 из них погибли и обрели вечный покой на Пискарёвском кладбище, 70 солдат вернулись домой с Победой.
15 апреля на адрес музея боевой и трудовой славы им. И. М. Деменина в ходе акции «Священная земля городов-героев» пришла посылка с землёй из города-героя Ленинграда, отправленная бойцами поискового отряда «Ингрия» (командир отряда - Ильин Евгений Васильевич) при историческом факультете Санкт-Петербургского Университета (СПБГУ). 16 марта бойцы отряда Алексей Чупиков, Александра Лапченко, Мария Ходасевич, волонтёр Юлия Кузнецова (все – студенты СПБГУ) отправились на Невский Пятачок.
«Мы набрали эту землю на Невском Пятачке - одном из самых известных мест боёв за город-герой Ленинград. Эта земля обильно пропитана кровью и обильно нашпигована железом. Мы передаём её для вас, в Сибирь» - такое видеосообщение мы получили по интернету от коллег-поисковиков.
Мы искренне благодарны всем откликнувшимся на нашу акцию, ведь память о подвиге защитников Отечества в годы Великой Отечественной войны должна сохраниться для потомков. 9 мая на торжественном митинге капсула священной землёй города-героя Ленинграда была торжественно заложена у стелы с именами земляков погибших за Отечество в те грозные сороковые годы.
Поисковый отряд "Ингрия":
Алексей Чупиков
|
Александра Лапченко
|
Кузнецова Юлия
|
Мария Ходасевич
|
Отрядная собачка Паштетка
|
|